Васюхин О.В. Основы ценообразования: Электронное пособие

О.В. Васюхин

Учебное пособие – СПб: СПбГУ ИТМО, 2010

АННОТАЦИЯ особенности ценообразования на предприятиях, работающих в условиях

рыночных отношений, приводится система цен в РФ и классификация

различных видов цен.

Рассматриваются различные виды и методы формирования ценовой

политики и стратегий предприятия с учётом развития конкуренции на

различных типах рынков. На основе общей модели ценообразования

рассматриваются методы анализа издержек предприятия, цен и товаров

конкурентов, практические методы и приёмы расчёта цены и т.п.

Для студентов экономических и управленческих специальностей и

направлений подготовки очной и очно-заочной форм обучения.

Васюхин О.В. Основы ценообразования. Учебное пособие – СПб: СПбГУ ИТМО, 2010.–

110с.

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 1. Общетеоретические положения: предмет и задачи курса

1.1. Цена и ее функции

1.2. Система и виды цен

1.3. Факторы рыночного ценообразования

1.4. Модель рыночного ценообразования

2. Общая постановка задачи ценообразования на предприятии

2.1. Характеристика типа рынка продукции предприятия

2.2. Ценовая политика и ценовые стратегии предприятия

2.3. Выработка ценовой стратегии предприятия

3. Анализ рыночного спроса и предложения

3.1. Цена и равновесие рынка

3.2. Условия общего изменения спроса и предложения

3.3. Методы построения уравнений спроса и предложения

3.4.Эластичность спроса и предложения от цены

4. Цена, издержки и доходы предприятия

4.1. Анализ совокупных затрат на производство и реализацию продукции

4.2. Анализ структуры издержек

4.3. Влияние цены на динамику доходов предприятия

5. Анализ цен и товаров конкурентов

5.1. Учёт в ценообразовании потребительского выбора

5.2. Кривые безразличия и замещаемость товаров-аналогов

5.3.Анализ уровня конкурентоспособности товаров-аналогов

6. Методы расчёта цены товара

6.1. Классификация методов ценообразования

6.2.Расчётные методы ценообразования

6.3. Нормативно-параметрические методы расчёта цены товара

6.4. Рыночные методы ценообразования

7. Оперативное регулирование цены

7.1. Методы дифференциации цен

7.2. Цена товара при различных условиях оплаты

7.3. Особенности формирования импортно-экспортных цен

8. Особенности ценообразования с учетом внешних ограничений

8.1. Меры государственного воздействия на процессы ценообразования

8.2. Особенности формирования цен на различных типах рынков

8.3. Учет предпринимательских рисков в ценообразовании

Предисловие В настоящее время в Российской Федерации довольно прочно

утвердились рыночные отношения практически во всех отраслях

национальной экономики. Началом этого процесса многие экономисты

небезосновательно считают введение либерализации цен в 1992 году.

Последнее означало, что на смену плановому ценообразованию и

жёсткому регулированию цен со стороны государства пришло рыночное

конкурентное ценообразование. Такой переход поставил многие

предприятия в непривычные для них условия рынка. При этом

руководители предприятий лишились основных отработанные

десятилетиями рычагов управления и критериев ведения хозяйственной

деятельности.

В новых условиях именно цена товара оказалась тем рычагом

экономического механизма, от которого во многом стало зависеть

благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов, положение

относительно конкурентов и многое другое. Необычным для корпуса

высшего менеджмента стало и то, что цена оказалась управляемым

параметром. Однако методология формирования цены и методы

управления этим параметром в прошлой планово-распределительной

экономике на уровне предприятия не исследовалось, а значит и не

реализовывались.

В условиях действия рыночных отношений цена является

важнейшей экономической категорией, оказывающей влияние на

экономическое положение всех субъектов хозяйствования от отдельных

физических лиц до предприятия и государства в целом. Без отлаженной

системы цен и ценообразования невозможно регулирование и

саморегулирование национальной экономики.

Кроме того, цена является одним из основных параметров

конкурентоспособности продукции предприятия-товаропроизводителя. От

того насколько правильно предприятие определяет свою ценовую

политику, выбирает ценовую стратегию, обосновывает рыночную цену

своей продукции, во многом зависит его конкурентное, а значит и

экономическое положение. Поэтому, знание механизма ценообразования,

методов установления и регулирования цен на производимые товары

предопределяют реалистичность достижения как краткосрочных, так и

долгосрочных финансово-экономических результатов

предпринимательской деятельности.

Безусловно, становление рыночных отношений конца XX - начала

XXI столетия вынудило менеджерский корпус интенсивно осваивать

практические методы рыночного ценообразования. Контакты с западными

бизнесменами и развивающаяся конкуренция с иностранными фирмами

также многому научили отечественных предпринимателей. Однако

потребность в обобщении, развитии и адаптации рыночных методов

хозяйствования до сих пор остается насущной проблемой, что требует

скорейшего внедрения в процесс подготовки специалистов в области

экономики и управления знаний, накопленных мировой экономической

наукой.

В последнее десятилетие издано большое количество литературы на

тему «Цены и ценообразование», начиная от простеньких «пособий для

домохозяек» и, заканчивая серьезными научными и учебно-методическими

изданиями. Однако в них, как правило, либо приводятся

общетеоретические положения, либо сложные экономические обоснования

и построения, которые невозможно применить на практике.

Настоящее учебно-методическое пособие затрагивает только основы

теории рыночного ценообразования. Тем не менее, оно поможет осознать

основные этапы выработки стратегии предприятия в сфере

ценообразования, освоить базовые методы формирования цены, понять

характер воздействия внешних факторов на процессы ценообразования, а

также ряд других ключевых моментов.

Кроме того, пособие имеет целью ознакомить читателя с техникой

практического ценообразования. Приведенные в книге примеры освещают

большое количество ситуаций, с которыми может столкнуться

предприниматель в процессе принятия решений по поводу установления

или изменения цены товара. В целом же изложенный материал

представляет собой комплексный подход к процессам практического

рыночного образования.

За основу пособия принят материал курса «Основы

ценообразования», читаемого автором в СПбГУИТМО для студентов

экономических специальностей и направлений подготовки в течение

многих лет, а также выполненные им практические разработки для ряда

российских предприятий.

Электронная версия книги : [ ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.