Идеи нелинейного маркетинга, синергетика и маркетинг @ Ателье маркетинга ER

Живые системы, такие как общество или индивидуальное сознание, слишком сложны для традиционных линейных причинно-следственных моделей. У каждой причины здесь может быть огромное количество следствий, а каждое следствие имеет огромное количество причин. Эту проблему чувствует каждый, кто хотя бы пытался заниматься маркетингом. Сталкиваясь с банальнейшей задачей увеличения сбыта, маркетолог старается найти причины недостаточного спроса, наивно полагая, что такая причина существует в ясном виде. Понятно, зачем ему это. Он думает, что стоит изменить причину, изменится и следствие. Иногда (очень редко), такую причину удается найти, устранить и сбыт немного увеличивается. Но обычно у низкого сбыта тысячи взаимосвязанных причин. Их можно пытаться группировать (как это делает маркетинг-микс), но какой от этого прок, если мы все равно не можем ничего осмысленно с этим сделать. Если вам мешает идти веревка на ноге, вы можете ее разорвать, но если вы опутаны тысячами нитей, которые не позволяют вам сделать ни единого движения, какой толк от маркетинг-микса? Это ощущение бессилия мухи в паутине знакомо каждому маркетологу (и не только), который хлебнул практики. Можно стараться упрощать дело и считать, например, что сбыт прямо зависит от рекламного бюджета. Больше рекламы - больше сбыт. Вы в это верите? Прекрасно, но жизнь вас однажды сильно разочарует.