Малый бизнес в секторе жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы - 19 - 08 - 2004 - Деловые новости AUP.Ru

> > Малый бизнес в секторе жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы

В ноябре 2003 года Центр маркетинговых решений « » ( ) по заказу НП «Московский центр развития предпринимательства» провел комплексное исследование « Малый бизнес в секторе жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы

».

Целью исследования было изучение состояния и проблематики отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖК) и выявление возможности более широкого вовлечения в нее малого бизнеса .

Для реализации поставленных целей и задач исследования был выбран интегрированный подход , позволяющий комплексно изучать предметную базу исследования благодаря пропорциональному сочетанию кабинетных, количественных и качественных методов на разных этапах исследования.

В ходе исследования, в том числе, изучались

основные характеристики отрасли, был сделан детальный анализ малого бизнеса в секторе ЖКХ, рассматривались вопросы обеспеченности заказами, конкуренции в данной области, государственной поддержки и возможности оптимизации бизнеса

.

Выводы, полученные в ходе исследования, неоднозначны.

На основании информации, полученной в ходе исследования, можно сделать вывод о том, что рыночные преобразования пока слабо коснулись отрасли. Многие предприятия ЖКХ находятся в критическом состоянии. Фактически ЖКХ является бесхозным имуществом – отсутствует собственник, способный эффективно этим имуществом распоряжаться. Частного сектора в ЖКХ практически нет. Отсутствие рыночных отношений в ЖКХ приводит к низкой эффективности работы отрасли.

С другой стороны, по словам предпринимателей малого бизнеса, для открытия предприятия в ЖКХ необходим достаточно небольшой стартовый капитал при сравнительно быстром сроке окупаемости. Однако получение реальной прибыли затрудняется текущей ситуацией с низкими тарифами на оказание платных услуг населению, в силу отсутствия конкуренции и повышения тарифов до рыночной стоимости.

У большинства обследованных предприятий обороты за последний год уменьшились, либо остались прежними. Увеличение оборотов произошло в основном у компаний, занимающихся вывозом мусора и переработкой бытовых отходов и уборкой территорий, а также у компаний-универсалов, диверсифицирующих свою деятельность и занимающихся одновременно более чем восемью видами деятельности. Поэтому в настоящее время малый бизнес не сильно стремится в ЖКХ, т.к. в нынешних условиях в ЖКХ нет определенности, гарантий, и привлекательности в плане получения большой прибыли.

С другой стороны, результаты исследования говорят о том, что на данный момент рынок услуг в ЖКХ пока не поделен. Многие предприятия пытаются заниматься сразу несколькими видами деятельности, не ограничиваясь узкой специализацией. В случае отсутствия людей и нужного оборудования предприниматели обращаются к другим предпринимателям из сферы ЖКХ. При этом большинство руководителей знает лично руководство компаний-конкурентов и даже находится с ними в дружеских отношениях. Большинство обследованных малых предприятий имеют до 5 компаний конкурентов своем узко локализованном сегменте. Таким образом,

уровень конкуренции в ЖКХ на данный момент достаточно низкий . Также следует отметить, что по-настоящему эффективных крупных игроков на рынке в данный момент нет. В качестве основного конкурентного преимущества малые предприятия называют, прежде всего, не качество и расценки на предоставляемые услуги, а наличие связей в управляющих и контролирующих органах, что в очередной раз подтверждает низкую эффективность проводимых реформ.

Сложившуюся на данный момент ситуацию в получении госзаказов можно считать кризисной. Схема получения госзаказа с помощью взятки или «отката» практически считается узаконенной нормой, об этом говорит тот факт, что участники исследования свободно обсуждали этот вопрос и при проведении фокус-группы и во время глубинных интервью.

Конкурс на получение госзаказа проводится один раз в год (конец ноября – начало декабря), около половины предприятий, работающих в отрасли ЖКХ, участвуют или принимали участие раньше в этом конкурсе.

Распределение ответов на вопрос: «Участвуете ли Вы в конкурсах на получение госзаказов?» (база:150):

- 47,3% - Да;

- 52,7% - Нет.

Несмотря на пессимистичный настрой малых предприятий относительно конкурсов на госзаказ, чуть менее половины респондентов заявили, что принимают в них участие.

- 45,5% - Не располагают информацией о проведении тендеров;

- 44,2% - Считают более эффективным договариваться о получении заказов лично;

- 10,3% - Другое.

Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что существующая в секторе ЖКХ система обеспечивает всем равные права при получении госзаказов?»:

- 66,6% - Нет;

- 13,3% - Да;

- 20,0% - Затрудняюсь ответить.

Более половины респондентов (54%) не считают существующую систему информации о госзаказах «открытой» и «прозрачной».

По госзаказам работает большинство обследованных компаний.

Наиболее значимым фактором, влияющим на получение госзаказа, является личное знакомство с представителями административных органов.

Каналы информирования малых предприятий о конкурсах на госзаказ нуждаются в развитии.

Одной из основных проблем при проведении реформы ЖКХ является возникновение социальной напряженности, связанной с повышением тарифов на услуги и недоверием населения к проводимой реформе. Таким образом, необходима постоянная работа по информированию населения о выгодах проводимых изменений, созданию ТСЖ, вовлечению граждан в процесс обсуждения проводимой реформы.

Основные проблемы жилищно-коммунального комплекса (долги, недофинансирование отрасли, слабая конкурентная среда, плохой инвестиционный климат) могут быть решены посредством:

1. реформирования структуры ЖКХ

2. повышения тарифов до рыночной

3. выстраивания систем сбыта

4. формирования конкурентного рынка услуг ЖКХ

5. развития

6. укрепления материально-технической базы ЖКХ

7. покрытия долгов

8. повышения качества коммунальных услуг, предоставляемых населению

9. инвестирования отрасли (издержки ЖКХ при минимальных инвестициях могут быть сокращены на 25-30%)

10. приватизации унитарных предприятий

11. ускоренного создания товариществ собственников жилья (ТСЖ)

12. создания управляющих компаний, которые будут представлять интересы заказчиков

13. работы с поставщиками топлива, энергии и т.п.

14. государственной поддержки отрасли

15. стабильных взаимоотношений инвесторов и муниципальных органов

16. стандартизации документооборота в сфере ЖКХ

17. усовершенствования системы лицензирования проведения работ в сфере ЖКХ

18. оптимизации работы системы ЖКХ – разработка стандартных договоров и т.д.

19. усовершенствования сбыта коммунальных услуг.

Другие новости в рубрике: